Заправят субсидиями: российской дорожной технике готовят господдержку

Производители строительно-дорожной и коммунальной техники в 2019 году могут получить господдержку на сумму более 2 млрд рублей. Соответствующий проект постановления правительства разработал Минпромторг, рассказали «Известиям» в ведомстве. Если программа станет долгосрочной, то за пять лет позволит увеличить объем выпуска отечественной техники более чем в полтора раза, а долю импортной — европейской, американской, китайской, которая сейчас составляет около 80%, существенно снизить. Впрочем, быстро и качественно дорогу первой категории с использованием исключительно российской техники пока построить невозможно, говорят эксперты. 

Производство дорожной и коммунальной техники открылось в Приморье

Дорогу скидкам

Проект постановления предусматривает, что машиностроительные предприятия будут предоставлять покупателям скидку от 15% по договорам продажи строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и прицепной техники. Она будет компенсирована производителям из госказны, сообщил представитель Минпромторга. На эти цели необходимо 2,1 млрд рублей из федерального бюджета. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус сказал «Известиям», что сейчас предложение и механизмы его реализации обсуждаются в правительстве, «наряду с другими мерами поддержки машиностроительной отрасли».

Базовая скидка, которую машиностроительные заводы будут предоставлять покупателям техники в рамках программы, составит 15%.

— С целью переориентации потребителей на продукцию российских предприятий в таких удаленных регионах, как Сибирь, Дальний Восток, Крым, город Севастополь и Калининградская область, размер предоставляемой скидки будет составлять 20%, — добавили в министерстве.

Разработчики программы рассчитывают, что субсидирование выпуска спецтехники позволит повысить уровень загрузки существующих мощностей, обеспечить «сохранение кадрового и технического потенциала отрасли», а также будет способствовать более интенсивному обновлению парка. 

Сейчас для спецтехники уже действуют программа льготного лизинга, субсидии на НИОКР и пилотные партии продукции, поддержка экспорта.

Механизм предоставления компенсаций из бюджета в Минпромторге не раскрыли. По данным «Известий», он будет аналогичным программе по субсидированию выпуска сельхозтехники, действующей с 1 января 2013 года (постановление правительства №1432).

К участию в программе допускается отечественная техника, а также зарубежная, собранная в России. Но подавляющее большинство субсидий по ней получают отечественные заводы из-за высоких требований по локализации. 

Экспорт сельхозтехники вырос в полтора раза

Объемы поставок продолжат увеличиваться при сохранении господдержки

— Программа по постановлению №1432 трудновыполнима. Локализация производства трансмиссии, двигателя и мостов требует колоссальных инвестиций при сомнительной отдаче, — пояснил директор по сельхозоборудованию CNH Industrial в России и Белоруссии Михаил Абовьян.

В Минпромторге не называют целевых показателей новой программы поддержки. По оценкам Росспецмаша (ассоциация производителей сельхоз- и спецтехники), субсидирование обеспечит рост производства спецтехники по 10% ежегодно, госбюджет только за 2019 год получит дополнительно за счет налоговых поступлений 3,8 млрд рублей. В 2015–2017 годах во многом благодаря аналогичной программе отечественным заводам сельхозмашиностроения удалось нарастить выпуск зерноуборочных комбайнов на 54%, полноприводных тракторов — на 81%. 

Выиграют коммунальщики

Продажи отечественной строительно-дорожной техники по итогам 2018 года выросли на 31%, до 38,6 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Росспецмаше. Импорт увеличился на 19,7% и составил около 150 млрд рублей. Новую программу в ассоциации поддерживают. Но обращают внимание, что конечными выгодоприобретателями являются покупатели.

— С 2013 года видна эффективность постановления №1432 по сельхозтехнике — значительно обновился парк. Соответственно, и в этом случае скидка для потребителей будет стимулировать приобретение новых экскаваторов, укладчиков, погрузчиков и прочей строительно-дорожной и коммунальной техники, — сказал замдиректора Росспецмаша Вячеслав Пронин. — Если новая программа субсидирования также станет долгосрочной, то в течение пяти лет объемы выпуска отечественных машин вырастут с 38 до 61 млрд рублей (в 1,6 раза), а доля российской техники — с нынешних 20% до 35–40%.

Справка «Известий»

Крупные отечественные производители дорожно-строительной техники — это ЧТЗ-Уралтрак, «ДСТ-Урал», Галичский автокрановый завод, Тверской экскаваторный завод (РМ-Терекс), Челябинский мехзавод, «Эксмаш», Завод дорожных машин. Всего таких предприятий порядка 70.

 

Их конкурентами являются американские, европейские, а также японские, корейские и китайские производители. В страну ежегодно импортируются машины известных брендов — Caterpillar, John Deere, Komatsu, Liebherr, Case, Bomag, Shantui и другие. По отдельным видам техники сейчас они конкурируют больше между собой, чем с российскими заводами. Например, по каткам лидируют европейские бренды, по бульдозерам — японские, погрузчикам — китайские.

 

 

В плане поддержки отечественных машиностроителей программа будет наиболее эффективна в секторе коммунальной техники, а дорожно-строительные машины пока не дотягивают по качеству, считают эксперты. Быстро и качественно автодорогу первой категории с использованием исключительно российской техники построить невозможно, отметил источник «Известий» в дорожно-строительной отрасли.

У всех на виду: для выдачи субсидий бизнесу создадут новый сайт

Ресурс будет работать по аналогии с порталом госзакупок, что повысит прозрачность выделения бюджетных денег

— Импортозамещение в отрасли началось еще до 2014 года. Закупка российской техники велась преимущественно компаниями с госучастием, хотя она и там не превышала 30%. Для частных предприятий важна не только цена, но и экономичность, производительность, удобство, оперативная поставка запчастей и масса других факторов, — пояснил глава объединения «Дормост» Кирилл Иванов.

По мнению эксперта, в этой отрасли с иностранцами может успешно конкурировать отечественная коммунальная техника. Компании по уборке дорог уже активно ее используют: российские машины  «продвинуты в части навесного и дополнительного оборудования», добавил Кирилл Иванов. При этом, по его словам, финансирование с привлечением госсубсидий — хлопотное дело и не каждой компании подойдет. Если на переговоры с кредитной или лизинговой организацией может уйти два-три месяца, то при субсидировании есть риск завязнуть в согласовании документов на неопределенный срок.

— Ценовой фактор не является определяющим при покупке сложной техники. Отечественные машины, к сожалению, пока не дотягивают до импортных по техническим характеристикам и надежности, — отметил замгендиректора по механизации и транспорту ДСК «Автобан» Юрий Башков.

Он добавил, что в парке компании из 1,4 тыс. единиц техники около 400 — отечественной, в основном это специальный автотранспорт (вахтовые автобусы, микроавтобусы). 

Источник: iz.ru