7 марта 2021 года вступит в силу закон, который позволяет перевести все записи из трудовой книжки в электронный вид. Рассказываем, как это работает.
Что случилось
С 1 января 2020 года россияне получили право переходить на электронные трудовые книжки. С этого же времени работодатели обязаны передавать в Пенсионный фонд России (ПФР) все сведения о сотрудниках. Ранее в базу поступали неполные сведения. Например, там не было информации о должностях сотрудника на предыдущих местах работы. Принятые поправки устранили этот пробел. Они позволяют собрать в единую электронную базу сведения о трудовом стаже сотрудников всех российских компаний. Теперь данные в ПФР будут дублировать записи в трудовой книжке.
Сотрудник может в любой момент запросить эти сведения на сайте ПФР. Для этого нужно авторизоваться на портале через учётную запись Госуслуг, зайти в раздел «Электронные услуги и сервисы» и заказать справку о трудовой деятельности.
В документе будут две таблицы с данными о работе. В первой — сведения за период с 1 января 2020 года. Там обязательно указан работодатель, дата приёма на работу, дата увольнения, причины увольнения.
Во второй таблице — данные о работе до 2020 года. В ней всего четыре столбца:
-
порядковый номер;
наименование работодателя;
дата приёма на работу;
дата увольнения.
Новый закон позволяет сотрудникам дополнить сведения о своей работе за период до 2020 года информацией о должности, переводах, причинах увольнений. То есть привести вторую таблицу к тому же виду, что и первая.
Как сообщить в ПФР данные из своей трудовой
Закон ещё не вступил в силу, и точный порядок передачи сведений неизвестен. Возможно, сообщить данные о стаже можно будет через заявление в ПФР или через личный кабинет на сайте фонда, предполагают юристы.
Сколько времени потребуется сотрудникам ПФР на обновление базы и будут ли они сверять информацию от работника с данными из трудовой книжки — тоже вопрос пока открытый, добавляет руководитель департамента кадрового администрирования и сопровождения проектов кадровой компании UNITY Екатерина Киселёва.
Зачем сообщать информацию о работе ПФР
Цифровой формат более надёжный. Электронные документы не потеряешь так, как можешь потерять бумажную трудовую книжку. Это упрощает жизнь и работнику, и работодателю, поясняет главный юрисконсульт «Правокард» Анна Куклева.
Благодаря новому закону:
-
работник, который сообщил ПФР сведения о стаже, сможет быстрее восстановить утерянную трудовую книжку;
работник сможет в любое время получить электронную или бумажную выписку из трудовой книжки;
работодатель получит доступ к полной информации о трудовой деятельности сотрудника;
работодателю будет проще производить налоговые и пенсионные отчисления.
Закон ускорит переход на электронные трудовые книжки, отмечает Екатерина Киселёва: «До сих пор многие сотрудники не были уверены в целесообразности цифрового формата, ведь им приходилось хранить бумажную книжку, чтобы данные обо всех местах работы и трудовых достижениях не потерялись».
Перейти на электронную трудовую книжку в России можно с 2020 года. Если человек согласен на новый формат, работодатель начинает вести учёт сведений о работе только в цифровом виде. Бумажную книжку отдаёт сотруднику на руки. Значит, документ проще потерять.
«Если раньше, например, 10 тысяч трудовых книжек хранилось в одном месте и ответственность за них нёс один работодатель, то завтра он их раздаёт 10 тысячам сотрудников. Поверьте, тысяча потеряет. И неизвестно, что будет с их стажем», — отмечает юрист по трудовому праву Дмитрий Кофанов.
В статье 66 Трудового кодекса написано: трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и стаже сотрудника. «Сегодня мы переходим на электронную базу данных, а завтра нам скажут: а принесите-ка основной документ. Ведь отказ от бумажной трудовой книжки не означает её уничтожение, записи в ней не утрачивают силу. Она остаётся действующим документом», — подчёркивает Кофанов.
Кому нужно дополнить сведения о работе в первую очередь
В первую очередь нужно обратиться в ПФР сотрудникам с большим стажем, говорит Екатерина Киселёва. Им сложнее восстанавливать данные при утере трудовой, а значит, эти данные надо как можно скорее защитить.
Продублировать записи о работе в электронном виде нужно практически всем сотрудникам, уверен Дмитрий Кофанов. В этом случае неважно, перешли они на электронную трудовую или нет. «Пусть информация о стаже содержится в Пенсионном фонде. Ответственность за её сохранность должна лежать на других людях, а не на вас», — подчёркивает эксперт.
Кому лучше не спешить с передачей сведений в ПФР
Не стоит передавать сведения о работе в электронную базу тем, кому есть что скрывать. Это могут быть, например, сотрудники, которых уволили по статье за пьянство. «У граждан появляется право обратиться в ПФР, а не обязанность. Значит, можно ничего не сообщать, и в базе будет только дата увольнения без указания причины», — уточняет Дмитрий Кофанов.
Тем, кто впервые устроился на работу в 2020 году или позже, вообще нет необходимости обращаться в ПФР. Все сведения о них уже есть в базе.
Читайте по теме: Что такое электронная трудовая книжка и стоит ли её получать
Выбрать зарплатную карту.
Калькулятор дебетовых карт Сравни.ру
Автор:
Юлия Кармакова
Источник: