Проезд в московском метро можно будет оплатить «лицом»: как работает и насколько безопасен Face Pay

До конца года на всех станциях московского метро станет доступна бесконтактная оплата через систему распознавания лиц Face Pay. Рассказываем, как работает эта технология, насколько она безопасна и какие магазины и кафе её уже используют.

Что случилось

В 2019 году на станции «Сухаревская» Московский метрополитен и Сбербанк начали тестировать бесконтактную оплату проезда через систему распознавания лиц. Участники фокус-группы уже 2 тысячи раз успешно прошли через турникеты. До конца 2021 года новая система оплаты проезда будет работать на всех станциях.

Как работает Face Pay

Оплата через Face Pay похожа на оплату смартфоном через Touch ID, только для подтверждения личности она использует не отпечаток пальца, а снимок лица. Точнее, слепок лица, его 3D-модель. Для её создания камера сканирует лицо и запоминает уникальное расположение некоторых точек.

Чтобы заплатить «лицом», нужно сначала пойти в свой банк (полный список отделений, где это можно сделать, есть на сайте Банка России) и сдать биометрические данные, привязать их к банковской карте.

После этого в метро можно будет просто подойти к турникету и посмотреть в установленную там камеру. Она считает лицо пассажира и сопоставит его с базой данных. Далее система откроет турникет и спишет с карты деньги за проезд. Маски и головные уборы камере не помешают.

Выбрать дебетовую карту, которая даст возможность платить «лицом»

Насколько удобно платить «лицом»

В мэрии Москвы подчёркивают плюсы технологии: она бесконтактная, а лицо не забудешь дома, не потеряешь, как «Тройку» или смартфон.

Однако оплата через Face Pay будет медленнее, чем оплата смартфоном или «Тройкой», потому что на распознавание лица нужно больше времени, отмечает главный редактор портала «Будь мобильным» Иван Кущ. 

При оплате «лицом» нужно время на фокусировку на объекте, должно быть достаточное освещение. Это может затормозить проход через турникеты и привести к очередям. Похожая ситуация сложилась в Москве в пандемию, когда попасть в подземку можно было только по QR-кодам: на их распознавание тоже нужно время, важно прикладывать коды под правильным углом и при хорошем освещении, отмечает эксперт.

Кроме того, всегда есть небольшая вероятность, что система не сработает или сработает ошибочно.

Насколько безопасно платить «лицом»

Московский метрополитен предоставляет только инфраструктуру, связанную с биометрией, а персональные данные хранятся в банках, пояснял «Интерфаксу» заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Подделать эти данные практически нереально, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев: «Услуги, для подтверждения которых используют биометрию, считаются высоко защищёнными. Конечно, если не будет утечки данных».

Утечка может произойти из Единой биометрической системы (ЕБС), куда банки передают данные. Такой утечке клиент банка не сможет ничего противопоставить, говорит эксперт. «Но волноваться пока рано: ЕБС не используется повсеместно. Однако в перспективе этот ресурс должен давать какие-то гарантии, что утечек не будет. И должна быть обозначена ответственность государства в случаях, если утечка всё же произошла. Пока эти вопросы законодательно не урегулированы», — отмечает Артём Деев.

Читайте по теме: Можно ли отозвать у банка разрешение на обработку биометрических данных?

Будущее Face Pay — в магазин без кошелька и смартфона

С помощью биометрии можно оплатить любую услугу. Технологию уже активно используют в Азии и тестируют в России.

Единая биометрическая система также позволяет получать налоговые вычеты, оформлять кредиты, заказывать документы. Правда, когда это все будет реализовано и станет массово использоваться, прогнозировать сложно, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. Опыт других стран показывает, что на сбор биометрии, разработку систем распознавания и их установку в транспорте и магазинах требуется 5-10 лет.

Кто в России уже опробовал технологию оплаты «лицом»:

    Супермаркеты «Лента» начали тестировать систему в марте 2020 года.
    Одна из кофеен сети Coffee Bean запустила год назад пилот по биометрической оплате заказов.
    «Райффайзенбанк» предлагал клиентам оплатить лицом заказы в пиццериях «Папа Джонс», бургерных Farш и магазинах «Магнит».
    Один из ресторанов KFC в Москве принимает заказы и оплату только с помощью системы биометрической идентификации. Точка открылась в прошлом октябре. В ней нет ни одного кассира, вместо этого установлены digital-киоски.
    «Альфа-банк» по голосу распознаёт клиентов, которые звонят банк. Это быстрее, надёжнее и безопаснее, чем проверка кодового слова считают в компании. Также «Альфа-банк» тестирует технологию, которая будет по биометрическим данным узнавать клиента, который приходит в офис. Профиль клиента сразу будет отображаться на планшете или компьютере специалиста. Также при помощи биометрии можно будет подтверждать операции, не предъявляя паспорта.

Автор:

Юлия Кармакова

Источник: sravni.ru