Наши на «Берлинале»: «Мальчик русский» и «Кислота»

Материалы по теме

Антироссийские санкции не могут спасти киевскую власть

Россия направит Германии официальный запрос по поводу Крыма

Граждане ФРГ против антироссийских санкций

Два режиссера-дебютанта представляли в этом году Россию на 69-м Берлинском международном кинофестивале.

Фильм «Кислота» Александра Горчилина и «Мальчик русский» Александра Золотухина вызвали большой интерес у зрителей и положительные отзывы кинокритиков.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

В секции экспериментального кино «Форум» Берлинского фестиваля состоялась мировая премьера полнометражной работы «Мальчик русский» Александра Золотухина. Мало кто знает, что он по первому образованию программист, но окончил обучение в Мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском госуниверситете.

Фильм «Мальчик русский» рассказывает про жизнь щуплого деревенского мальчика Алеши с веснушками (Владимира Королева нашли на кастинге в одном из петербургских детских домов), который приехал на фронт во время Первой мировой войны. Он ослеп в первом бою во время газовой атаки немцев.  

Благодаря острому слуху его оставили на фронте и он стал «слухачем», так называют солдата, который в паре со зрячим красноармейцем «слушает небо», разворачивает трубы звукоулавливателя в разные стороны и предупреждает товарищей о приближении вражеских самолетов. Любопытно, что за несколько десятков километров слепой слухач мог не только узнать о приближении самолета, но и безошибочно определить его производителя.

По словам 30-летнего режиссера Золотухина он очень интересовался этой темой, ведь он родился в семье военного летчика, в детстве жил в военных гарнизонах и сам написал сценарий фильма «Мальчик русский». Художественным руководителем проекта стал Александр Сокуров, прославившийся фильмами «Русский ковчег», «Франкофония» и «Фауст».

Однако Золотухин отметил, что он не стремился показать исторический фон с идеальной точностью, но хотел показать образ Первой мировой войны, и людей, которые погружаются в этот кошмар, в войну, которая отнимает у них надежды на будущее.        

Съемки фильма «Мальчик русский» проходили в Санкт-Петербурге и его области, на фортах Кронштадта и на улице рядом с Выборгским замком.

Хочется особенно отметить уверенную и сильную режиссуру Золотухина и блестящую операторскую работу Айрата Ямилова. Ученик Сокурова Золотухин – человек с врожденным чувством кино, он умеет то, чему не учат ни во ВГИКе, ни в ГИТИСе, ни в любой другой киношколе мира. Блеклые цвета, туманная картинка фильма, как будто взятая из другого времени, зернистые изображения на поцарапанной пленке возвращают зрителей в то время, в 1916 год. Но главное, что есть в фильме «Мальчик русский» – это особый взгляд Александра Золотухина на национальный характер русского человека во время Первой мировой войны.

Идеальный саундтрек фильма — «Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова» и его же «Симфонические танцы» в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический».

Слепой мальчик Алеша утопает в огромных сапогах и шатается по военному лагерю с гармошкой, раздражая других солдат, он живет на ощупь. Его лицо с добрыми глазами остается для зрителей невинным и уязвимым. Кажется, он пытается отвоевать себе место в качестве солдата, в то время основу армии Российской империи составляли в основном крестьяне и рабочие.

И все же нужно признать: создатель фильмов «Леса Вавилона», «Жизнь моего друга» Александр Золотухин раньше был известен только в своей профессиональной среде, но уже стал ярким открытием 2019 года на Берлинале.

КИСЛОТНЫЙ ДОЖДЬ

В секции «Панорама» участвовал дебютный фильм Александра Горчилина «Кислота», в котором показан конфликт между детьми и родителями и здесь выпускается на волю поток сознания героев.

Снимать кино о жизни золотой молодежи сегодня – занятие скорее неблагодарное, но здесь представлена свежесть интонации и оригинальный взгляд режиссера Горчилина на мир богатых молодых людей в Москве, хотя без четкого направления, как отметили некоторые кинокритики. «Знаешь, в чем наша проблема, — говорит один из героев фильма «Кислота». — В том, что у нас нет проблем».

Нас ждет не просто отчаянный экшн, нас ждет кино. В первой сцене фильма голый молодой человек Ваня (Петр Скворцов) прыгает «под кайфом» с балкона своей новой квартиры. Переживая утрату близкого человека, его друзья, начинающие музыканты Петя (Александр Кузнецов) и Саша (Филипп Авдеев) начинают общаться, их объединяет техно-музыка и отсутствие отца в жизни парней.

Молодых людей разъедает пустота, отчаяние и одиночество. После похорон друга они приходят в ночной клуб, где после ночи наркотиков и алкоголя друзья оказываются в мастерской художника Василиска (Савва Савельев). Он занимается современным искусством, погружая бюсты, сделанные его отцом в кислоту.

Саша становится главным героем фильма, который выясняет отношения со своей подругой, а также с ее младшей сестрой Кариной (Арина Шевцова) и дома с матерью (Александра Ребенок), которая больше занята своими делами и духовными практиками, медитациями в Камбодже. Выясняется, что там без вести пропал ее муж вместе с магазином, куда пошел за манго.

Чего Саше и Пете не хватает, так это стабильности, уверенности в себе и ответа на вопрос, к чему им нужно стремиться в жизни? Причем ни деньги, ни церковь, ни художественная гимнастика, ни кремовый цвет в интерьере роскошной квартиры, не могут дать им цель в жизни, за которую можно хоть как-то зацепиться.

Но, увы, режиссер Горчилин не копает глубоко, например, не рассказывает почему беременная мать Саши сомневается, сохранить ли ей ребенка или делать аборт и почему Саша, которого вырастила бабушка, вступает в сексуальные отношения с несовершеннолетней.

И здесь надо отдать должное надписи, которая появляется в конце фильма: «Посвящается папам и мамам». Корень всех зол в данном случае – во взаимном непонимании родителей и детей. Поначалу кажущаяся надуманной, эта проблема вскоре перерастает в настоящую трагедию. Неслучайно, в начале фильма звучит песня Моби Why does my heart feel so bad? (в переводе с англ. «Почему мне так тяжело на сердце?»)

В общем, драма «Кислота», возможно не ставит вопросы о глобальных проблемах человечества, но ей определенно есть что показать и рассказать зрителям. По мнению кинокритиков «Кислота» – является многообещающим дебютом талантливого режиссера Александра Горчилина, у которого есть шанс стать фаворитом среди нового поколения зрителей.

Источник: mirnov.ru