Инструкция: как отремонтировать машину по ОСАГО

Даже небольшое ДТП — это стресс для водителя. И он не заканчивается после оформления протокола. Дальше нужно обращаться в страховую за компенсацией ущерба по ОСАГО. Рассказываем, как рассчитывается стоимость ремонта, сколько он занимает времени и что делать, если вы не согласны с расчётами.

Как оформить ДТП и обратиться в страховую компанию

Первое, что нужно сделать при аварии — оформить ДТП по европротоколу или через сотрудников ГИБДД, вызванных на место происшествия, и обменяться данными со вторым водителем. 

В итоге, по словам директора по развитию страхового бизнеса Сравни.ру Александра Крайника, у вас на руках должны быть:  

    контакты второго водителя, с участием которого произошло ДТП;

    страховой полис и наименование страховой компании второго участника;

    европротокол или документ от ГИБДД.

Читайте по теме: Инструкция: что делать, если вы попали в ДТП

Дальше вы должны известить о ДТП свою страховую компанию и подать такой  пакет документов: 

    заявление о страховом возмещении (пример всегда есть на сайте страховой);

    заполненное извещение о ДТП (его заполняют на месте ДТП);

    паспорт собственника машины или доверенность;

    свидетельство о регистрации автомобиля;

    страховой полис ОСАГО (если полис электронный, то ничего не нужно);

    постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии (если ДТП оформлено не по европротоколу). 

Единый образец заявления о страховом возмещении можно скачать здесь. 

Сколько времени это займёт

«После того как все документы собраны и поданы в страховую компанию, она должна в течение 20 дней выдать вам направление на ремонт или принять решение о денежной выплате, — уточняет Александр Крайник. — После выбора способа возмещения (ремонт или деньги) у страховщика будет ещё 30 дней на организацию всего процесса. То есть подбор станции ремонта и длительность ремонта по закону не должны превышать 30 дней, равно как и зачисление денег на ваш счёт». 

Таким образом, весь процесс с момента обращения в страховую и до завершения ремонта по закону не должен занять более 50 рабочих дней.

У нас произошла авария, в результате которой у машины пострадало несколько деталей. Каско нет. После наступления страхового случая мы обратились в страховую компанию, они примерно неделю-две рассматривали нашу ситуацию, а затем озвучили нам сумму компенсации, которую готовы выплатить. Страховая предложила нам деньги, но мы ещё неделю подумали и решили, что будем ремонтировать авто по ОСАГО, и они не стали возражать. 

Машина 2013 года. Мы обратились в автосервис, который выбирали из списка страховой компании. Там оценщик зафиксировал повреждения, притом обнаружил ещё и скрытые. Информацию обо всём этом снова отправили в страховую компанию. Понадобилось ждать от них ответа ещё 7–10 дней. После положительного решения сервис смог начать закупать для нас детали. Нам сказали, что так как машина не новая, сервис будет искать б/у детали за 49% от стоимости, и это может занять много времени.

Детали закупали 2–3 недели, было не так просто их найти, чтобы уложиться в сумму страхового возмещения. После того как все детали были найдены, мы отогнали машину на ремонт. Там выяснилось, что одна из купленных деталей для ремонта не подходит. Искали новую ещё около двух недель. Сам ремонт занял около недели. Автомобиль отремонтировали хорошо, отлично подобрали цвет двери, никаких претензий к качеству ремонта у нас нет.

Решение ситуации заняло у нас примерно три месяца, но обычно всё быстрее. Мы сами сначала думали, будем ли брать компенсацию или ремонтировать, потом нам привезли не ту деталь и пришлось ждать замены. Машина была готова в конце декабря, но в праздники было неудобно её забирать. В общем, просто так сложилось. А вообще, мне кажется, что в среднем такая ситуация занимает не больше месяца.

Ремонт или деньги

С 2020 года пострадавший больше не может выбирать, что лучше — взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно или направить её на ремонт за счёт страховой. Это решение принимает страховая компания.

«При оформлении заявления на урегулирование клиент может указать, что просит направить автомобиль на ремонт. Но только страховая компания решит, отправлять его в ремонт или выплатить убыток деньгами.  Если машине менее двух лет, то страховая компания обязана отправить её на ремонт к официальному дилеру, — поясняет Александр Крайник. — По моему опыту, если машина старая, то нужно просить ремонт, если машина новая, то лучше просить денежное возмещение».

По словам технического директора сети автосалонов Fresh Auto Максима Рязанова, обычно страховые компании заключают договор с организациями, которые занимаются ремонтом и восстановлением автомобилей. К ним и отправляют машины, пострадавшие в ДТП. 

«Для владельца авто это не очень выгодная схема: он не может самостоятельно выбрать СТО, контролировать процесс ремонтных работ, а также не может самостоятельно привлечь СТО к ответственности за некачественный ремонт», — говорит Максим Рязанов. 

По закону сервис, который выберет страховая компания, должен располагаться не дальше 50 км от дома автовладельца или от места аварии. Если страховщик не может это обеспечить, он должен произвести денежную выплату. А если клиент вдруг получит направление на ремонт за 500 км, он может обратиться к страховому омбудсмену с жалобой.

Чаще всего страховая выбирает ремонт и только в исключительных случаях выплачивает денежное возмещение. По словам руководителя пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анны Уткиной, к исключениям можно отнести ситуации, когда:

    машина после ДТП не подлежит восстановлению;

    потерпевший водитель получил тяжкий вред здоровью, стал инвалидом или погиб (а также если он имел инвалидность до аварии);

    автомобиль старше 6 лет (некоторые СТО, с которыми работают страховые компании, просто отказываются брать на ремонт авто с пробегом более 6–10 лет);

    все предложенные страховой СТО находятся дальше 50 километров от места регистрации пострадавшего в ДТП автомобилиста;

    цена ремонта составляет более 400 тысяч ₽.

В остальных случаях страховые компании настаивают на ремонте, который будет производиться их сервисными партнёрами.

«В любом случае нелишним будет проверить наличие лицензии у СТО, выполняющей страховой ремонт, и минимальные гарантии на ремонтные работы», — советует Анна Уткина. 

Оспорить решение можно только через суд. «Единой судебной практики по этому вопросу нет, так что кто-то выигрывает суды, если его автомобиль отправили или не отправили в ремонт, а кто-то их проигрывает», — делится Александр Крайник.

Как рассчитывается размер ущерба 

Размер ущерба рассчитывают оценщики на партнёрском СТО. «У автомобиля часто могут быть обнаружены скрытые дефекты, и на них владельцу нужно самому обязательно заострять внимание оценщиков при осмотре. Обычно страховые компании сами оплачивают сбор-разбор автомобиля на партнёрском СТО. Разбор даёт возможность снять, например, бампер и описать повреждения под ним. Такой осмотр будет наиболее полным, а расчёт стоимости ущерба — максимально соответствовать стоимости ремонта», — рассказывает руководитель направления кузовного ремонта FIT SERVICE Владимир Штуккерт. 

Максимальная страховая выплата при ущербе автомобилю составляет 400 000 ₽, за вред здоровью и жизни — 500 000 ₽. Расходы свыше этих сумм автовладелец должен будет покрыть из личных средств. Выплаты могут суммироваться (например, если водитель разбил машину потерпевшего и нанёс тяжкий вред его здоровью или произошёл летальный исход, он должен будет заплатить 400 000 ₽ + 500 000 ₽ = 900 000 ₽).

В России действует единая методика, по которой производится осмотр повреждённого автомобиля и расчёт убытка. Итоговая сумма складывается из стоимости работы и стоимости новых запчастей для ремонта из специального справочника Российского союза автостраховщиков (РСА). 

«По закону при ремонте по ОСАГО СТО должны использовать только новые детали, причём неважно, оригинальная ли это запчасть от производителя или её дубликат. Поэтому при подсчёте берут самую низкую стоимость новых запчастей, которые продаются в регионе», — добавляет Владимир Штуккерт. 

По его словам, владелец авто всегда может проверить верность расчёта на  сайте РСА по номеру детали. «Однако здесь может быть погрешность до 10%, суды считают её допустимой. Разница в расчётах может возникать потому, что по кузовным ремонтам, например, нет чётких нормативов», — объясняет Владимир Штуккерт. 

Что делать, если вы не согласны с размером выплаты  

Бывает, что разница между реальной стоимостью ремонта и той выплатой, которую вам готовы начислить в страховой, составляет несколько десятков тысяч рублей.

«Представим: реальная стоимость восстановительного ремонта составляет 100 тысяч ₽, — приводит пример Александр Крайник. — А по единой методике расчёта выплаты по ОСАГО она составит 90 тысяч ₽. Дальше начинается магия: страховая может не вписать какие-нибудь скрытые повреждения и предложить клиенту к выплате 50–60 тысяч ₽. Если он подпишет документы, то потеряет 40–50 тысяч ₽, которые ему придётся доплатить из своего кармана». 

Эксперт советует не подписывать документы — согласия на выплаты, а попробовать договориться со страховой. Если это не помогло и суммы расчётной выплаты (калькуляции ремонта) всё равно не хватает, то нужно потребовать от компании направить машину в сервис для проведения полноценного ремонта за её счёт. 

Также можно:  

    заказать независимую экспертизу (она будет стоить около 7–10 тысяч ₽);

    подать в страховую досудебную претензию, приложив результаты экспертизы; 

    при отказе выплачивать эту сумму — подать в суд. 

Такой же порядок действий, если вас направили на ремонт, а сервис просит доплатить, потому что страховая не покрывает всю стоимость ремонта, говорит Александр Крайник.  

«Иногда доплатить за восстановительный ремонт просит и сама страховая компания. Но по закону, если стоимость ремонта не превышает установленной страховой суммы по полису ОСАГО в размере 400 тысяч ₽, ничего доплачивать  не нужно», — предупреждает эксперт.

Минимальный гарантийный срок на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, составляет 12 месяцев, на остальные виды работ — 6 месяцев. Если в этот период что-то выходит из строя, вы вправе требовать повторного ремонта по гарантии. 

Оформляйте ОСАГО на Сравни.ру

Выбрать самый выгодный полис

Автор:

Мария Дергачева

Источник: sravni.ru

Добавить комментарий