Глаза напротив

Шпионские страсти — тема богатая и в народе нынче ой как популярная, особенно если речь идет о нашей невидимой битве сами знаете, с какой страной. Вот и сериал «Операция «Сатана» на Первом канале эксплуатирует популярную тему.

Сериал снова погружает нас в утерянные времена Советского Союза. История битвы спецслужб на этот раз раскрывается вполне качественно и даже на удивление в приблизительном соответствии с исторической правдой. Но мне лично больше интересны художественные приемы, с помощью которых это погружение в СССР осуществляется. И с этой точки зрения сериал, как говорится, просто нечто!

Во-первых, как показано время. Автомобили и шапки — вот самые главные атрибуты 60-х и 70-х, по мнению создателей сериала. Грузовики и легковушки, ушанки и бобрики — все отобрано с тщательностью настоящего педанта. Улицы девственно чисты и пусты — еще бы, до пробок лет тридцать. Но на этом работа над временной стилизацией в сериале в общем-то и заканчивается.

Во-вторых, главный герой фильма оказывается неожиданно похожим на Глеба Жеглова — намеренно или случайно, сказать не могу. Фетровая шляпа, черное пальто — спасибо, хоть не кожаное. Так и хочется спросить: а где же Шарапов? В общем, сплошная преемственность. С другой стороны, кто сказал, что это плохо. Интертекстуальность нынче в моде, мировой тренд, как говорится.

Что раздражает в сериале «Операция «Сатана» больше всего, так это ужасная операторская работа. Добрую половину времени с экрана на зрителя смотрят самым крупным из возможных планов чьи-нибудь глаза.

Иногда кажется, что можно с медицинской точностью разглядеть хрусталик и даже диагностировать близорукость актеров. Ну а если не глаза, то спина или половина лица, или вообще бедро.

Крупных планов так много, что начинает рябить в глазах. Мне кажется, оператору сериала «Операция «Сатана» неплохо бы вспомнить народную мудрость: «Лицом к лицу лица не увидать».

Источник: mirnov.ru