Чудо русского балета

Материалы по теме

Павел Коган собирает друзей

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23…

Почему писатель Владимир Войнович не любит телевизионные шоу?

Новая постановка Театра имени Вахтангова приурочена к 130-летию со дня рождения Вацлава Нижинского. Премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» состоялась на Симоновской сцене.

В основе пьесы — произведение Ники Симоновой «Танец солнца». В фокусе внимания — основные события творческой и личной жизни легендарного танцовщика и хореографа.

Режиссёр-постановщик Лейла Абу-аль-Кишек выбрала для исполнения главной роли девушку — Аделину Гизатуллину. Хрупкой актрисе удалось создать образ Нижинского. Она точно и естественно передаёт эмоции и чувства, который испытывал «звезда» балета во время триумфа и в период неудач.

По замыслу создателей спектакля акцент сделан на уникальности Вацлава Нижинского. Танцовщика-виртуоза за феноменальные прыжки в Европе называли «человек-птица».

Став хореографом он придумал необычные комбинации ритмов, сложные партии в стиле антиромантизм. Он первым использовал в 1912 году современные костюмы и элементы спортивных игр («Игры» на музыку Дебюсси). Спустя год воссоздал на сцене языческий ритуал и танцы древних славян. «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского — один из первых экспрессионистских балетов.

Нижинский создал четыре балета, стал основателем неклассического стиля. Часть публики не принимала его нововведения, возмущалась, но многие восхищались «русским чудом».

Вторая часть названия спектакля ассоциируется с произведением Достоевского. Нижинский любил роман «Идиот», симпатизировал князю Мышкину.

Как и герой романа, он имел наследственное психическое расстройство. Его чувствительность, ранимость, нервные срывы воспринимались как особенности характера творческого человека. Одержимость, восьмичасовые репетиции, изматывающие артистов, объясняли перфекционизмом и требовательностью.

После женитьбы Нижинского антрепренёр Дягилев написал, что он уже не нужен русскому балету. Для Вацлава Фомича начался период испытаний: создание своей труппы, неудачные выступления в Лондоне, финансовые трудности, депрессия…

Во время Первой мировой войны Нижинского арестовали в Австрии, вместе с женой и дочкой объявили военнопленными и не выпускали из страны. В спектакле показано, что освободить их помог Дягилев под давлением американского импресарио, обещавшего организовать гастроли труппы.

Нижинский выступал с труппой Дягилева полтора года, а потом конфликт с антрепренёром из-за гонорара и проблемы со здоровьем. Врачи поставили диагноз — шизофрения.

В спектакле есть сцена: Вацлав Фомич обращается к Богу: «Я отказываюсь проходить испытание».

Уход страдающего человека из реального мира в Зазеркалье символизируют зеркала. В финале овальные зеркала положили на пол, вылили на них воду. Впавший в безумие Нижинский крутился на зеркале, вытирая его одеждой… Он пытался успокоить жену: «Я играю роль сумасшедшего».

Спектакль о Нижинском в Театре имени Вахтангова, наверняка, понравится зрителям, и не только любителям балета.

Источник: mirnov.ru