«Бесы» на все времена

Сериал «Бесы» Владимира Хотиненко на канале «Культура» стал для меня телесобытием недели.

Я далека от того, чтобы упрекать режиссера за какие-то отступления от первоисточника. Прекрасно понимаю, роман и кино — это два самостоятельных произведения, хоть и взаимосвязанных. Тем более что Хотиненко честно указал: его сериал по мотивам.

Конечно, здорово, когда знакомство с романом происходит прежде, чем с фильмом, но, думаю, этот телесериал многих побудил обратиться к Достоевскому: смотрится он на одном дыхании.

Писатель сумел политический памфлет превратить в глубочайшее исследование души. Его герои мучительно ищут ответы на вопросы, которыми задаемся и мы. Что есть добро и зло? На что готов пойти человек ради власти, славы или денег? Где граница власти одного человека над другим? И что происходит с душой, когда моральные законы молчат?

Анатомически точно Достоевский показывает: убери нравственный стержень из человека и он моментально превращается в зверя. Именно это впоследствии нам ярко и масштабно продемонстрировала революция. Так что «Бесы» — роман еще и провидческий. Бесы, победившие в человеке человеческое, бесы, разрушающие личные судьбы, бесы, способные погубить государство… Все это было и никуда не делось за прошедшее столетие. Кружок «наших», его идеолог и главный бес Верховенский так узнаваемы!

«Мы проникнем в самый народ, — говорит он. — Наши не только те, что режут и убивают… Учитель, смеющийся с детьми над их Богом и их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного, богатого убийцу, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, наши… Наших много… Нынче же у каждого ум не свой. Русь спасовала перед дешевкой…»

Цитировать можно бесконечно. Предупреждения прозвучали — выводы не сделаны. Печально, но история ничему не учит…

Источник: mirnov.ru