Протоирей Андрей Ткачев: «Человек – существо подсудимое»

Материалы по теме

Владимир Путин поручил сделать книги и газеты доступнее для населения

«Литература и кино» в зените

«У жен Звягинцева отсутствовало чувство юмора»

Протоиерей Андрей Ткачев – священнослужитель, публицист, радиоведущий, писатель, лауреат Книжной премии Рунета и номинант Патриаршей литературной премии 2014 и 2016 годов, пришел в «Библио-Глобус», чтобы представить на суд читателей свою новую книгу «Сидельцы».

Очень необычное издание. Наш современник может сразу и не догадаться по названию, о чем эта книга. Да и у давно забытого слова «сиделец» есть несколько значений: это и продавец в лавке, и сторож, но есть и еще одна трактовка – арестант, заключенный. О них-то и ведет речь отец Андрей, проводя красной нитью очень важную мысль, которую, по его мнению, понять нужно каждому, о том, что человек – «существо подсудимое» и у каждой беды есть свой смысл.

ЧЕЛОВЕК С МОЛОТОЧКОМ

Нуждаются ли заключенные в сочувствии? А, может быть, не все, тогда какие?

В тюрьмах сидят миллионы людей, и это люди, а не скоты или демоны. Православные монархи имели обычай на Пасху посещать тюрьмы, это было и милосердным актом и снисхождением великого к низким, – в общем, довольно многослойным событием, главное в котором – не увлечься чрезмерным почитанием своей царской особы и созерцанием собственной славы.

Ведь что такое тюрьма по мнению Андрея Ткачева – это аналог ада на земле, мало что может сравниться по степени скорби с нею; сосредоточие страстей, грехов, мрачное узилище. Монарх как некий образ Христа спускался в это подобие ада, создавая сакральность Воскресения. Вокруг нас – страдающий мир, тюрьма – рана мира.

Отец Андрей приводит слова Антона Павловича Чехова, который говорил, что у двери, за которой живет счастливый человек, должен стоять человек с молоточком и, постукивая в нее, напоминать: «Сейчас-то ты счастлив, но кроме тебя, в этом мире многие бедствуют»! К сожалению, подавляющее большинство людей считают, что они ни в чем не виноваты…

МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК, НАХОДЯСЬ НА СВОБОДЕ, БЫТЬ УЗНИКОМ?

«Мне кажется, что развитие нашей цивилизации движется именно в эту сторону – в сторону превращения в рабов всех живущих на свободе, но только в таких, которые сами не замечают этого рабства», – делится с нами своими мыслями священник.

Ведь для того, чтобы быть рабом, не обязательно иметь кандалы на руках – нужно всего лишь иметь непреодолимое пристрастие к чему-либо и страдать от одной только мысли, что у тебя это могут отнять. Наши гаджеты, без которых многие не мыслят своего существования – самое настоящее рабство. Мы смотрим в них – зачем?

Чаще всего просто для того, чтобы «быть в потоке», но каждый живет в своей, созданной собственноручно, тюрьме. Поэтому сидельцы – очень широкая категория. Мы с вами, живущие на свободе, можем быть рабами разных условностей, и это зона нашей личной ответственности, – не проблема «злого государства» или того, кто нас подставил, толкнул на скользкий путь. И разве скажешь лучше Пушкина:

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Душу сам наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

В ТЮРЬМЕ МОЛЯТСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

Отец Андрей говорит об очень парадоксальных, на первый взгляд, вещах, о том, что исправлять человека, обращать, спасать – дело неблагодарное и сложное, ведь человек – хитрое, изворотливое существо, всех желающее обвинить в собственных грехах и вовсе не испытывающее желания меняться в лучшую сторону.

Человек может выйти из тюрьмы, но тюрьма не может выйти из человека, — такой вердикт выносит православный писатель. Вечная дилемма философов: как создать идеальное общество из неидеальных людей – грех живет в каждом из нас и обнаруживает себя, именно когда снаружи все хорошо, проявляя как лакмусовая бумажка, дурные качества человека.

Грех живет внутри, это великое христианское откровение, и наша задача – выйти из собственной, личной тюрьмы.

ОТ ТЮРЬМЫ И ОТ СУМЫ…

«Мир вокруг нас становится одинаковым, похожим, – придет время, и мы удивимся, насколько он скучен», – повествует отец Андрей.

Наверное, каждый из нас замечал, что такого чувства не возникает, когда мы встречаемся с природой, с Творением Божьим. Но, что касается человеческой культуры – мир становится все менее и менее интересным, выравнивается, унифицируется, теряет самобытность. И превращается… в одну и ту же тюрьму: мы полностью прозрачны для окружающих, наши действия, перемещения, транзакции находятся под неусыпным контролем.

Вопрос тюрьмы касается и нашей бессмертной души: как бы мы не мечтали о земном рае, Евангелие не теряет своей актуальности.

Источник: mirnov.ru