Ольга Видова: «Идеальные красавицы» в эпоху Николая I

Материалы по теме

Нелегалы попали под правоохранительный пресс

Пациенты больше доверяют женщинам-врачам

В Иране повесили молодую женщину

Перед самым прекрасным весенним праздником в «Библио-Глобусе» прошла презентация очень интересной книги, посвященной, естественно, женщинам – «Пред мощной властью красоты», представила которую автор, доктор исторических наук Ольга Ивановна Видова.

Издание отличается не только великолепным художественным оформлением – это альбом на мелованной бумаге с иллюстрациями репродукций известных художников, – книга приоткрывает завесу над тайнами портретов Николаевской эпохи, среди которых многие были просто неизвестны широкой публике.

Первая треть 19 века – поистине удивительное время. Невиданный всплеск национального самосознания после Отечественной войны 1812 года обусловил особенности становления личности русского человека эпохи Николая I.

Это было время ренессанса портретной живописи, пристального внимания к человеческой индивидуальности, сопоставления себя и других с идеальными образами и воплощения сложившейся гармонии на холсте.

Русские женщины-дворянки всегда отличались особенной красотой, но только внешнего облика было уже недостаточно. Идеалом эпохи становились красавицы с богатой духовной жизнью, светящейся в их глазах на портретах и миниатюрах К.Брюллова, А.Лагрене, А.Молинари, Дж.Доу и других известных художников первой половины XIX века.

Как упоминает автор, «служение Прекрасной Даме в эпоху правления Николая I было государственным делом в воспитании дворянского общества, сыграв свою роль в формировании круга образованных, самодостаточных женщин».

Идеальная женщина первой трети XIX века – богиня, чистая нравственно, чуждая страстям. И лексикон мужчин того времени изобиловал красочными эпитетами – «небесная красота», «взор волшебный», «величавая луна», «святыня красоты».

Как свидетельствовали современники, император и его супруга Александра Федоровна коллекционировали портреты замечательно прекрасных женских лиц. Особенно гордилась императорская семья альбомом портретов, который создали придворные художники-акварелисты.

У альбома интересная историческая судьба: во время революции он оказался во Франции и был распродан отдельными листами, многие из которых вернулись потом в Россию. Многие портреты стали безымянными, и эксперты (в том числе и Ольга Видова) до сих пор пытаются вернуть нам забытые имена.

Несколько глав в книге посвящены портрету кисти Петра Федоровича Соколова: долгое время считалось, что изображена на нем красавица Идалия Полетика. Ольга Ивановна в своих исследованиях доказала, что это не так. Сопоставляла изображение со многими атрибутированными портретами – ничего не получалось, никакого сходства. И, наконец, в Киевском художественном музее русского искусства был найден портрет молодой Софьи Александровны Урусовой – и все сложилось, стопроцентное сходство! Портрет, наконец, обрел свое настоящее имя.

Значительное место в книге автор уделяет А.С. Пушкину; любовь к Прекрасной Даме – основа его творчества. Страстью, преклонением перед совершенной красотой пронизано все творчество поэта – Анна Керн, Елизавета Воронцова, Евпраксия Вульф, Екатерина Бакунина, Мария Раевская, Анна Оленина, Наталья Гончарова были источником вдохновения, благодаря которому рождались бессмертные шедевры пушкинской поэзии. Портреты этих замечательных женщин с любовью собраны в книге «Пред мощной властью красоты».

Источник: mirnov.ru