Эксперт рассказал о ситуации с независимыми АЗС в России

Владельцы частных сетей АЗС представляют угрозу российскому топливному рынку. Такое мнение в четверг, 15 ноября, высказал политолог Алексей Мухин, который рассказал о причинах кризиса.

Как пишет «Газета.ру», региональные сети АЗС, работающие в рознице, высказали правительству недовольство условиями заморозки цен на бензин. Они выступили с прямыми угрозами в адрес властей, требуя увеличения объемов поставок и повышения цен. 

Мухин пояснил, что так называемые независимые АЗС часто используют контрафактные схемы, которые позволяют продавать бензин, избегая уплаты налогов, а это в свою очередь дает возможность нарастить сверхприбыль. При этом качество бензина на таких АЗС оставляет желать лучшего: именно на «независимых» заправках топливо может оказаться суррогатным.

В качестве примера политолог привел Приморский край, о ситуации в котором 14 ноября рассказал в интервью «Коммерсант.FM» глава «Роснефти» Игорь Сечин.

«Вот, например, в Приморском крае есть огромная компания, которая называется «Октан». У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе», — отмечал предприниматель.

Бензовоз и ныне там: будут ли расти цены на топливо

К соглашениям о стабилизации рынка планируется привлечь независимые АЗС

Мухин указал, что «Октан» возглавляет человек, который одновременно занимает должность президента некоммерческой организации «Приморский топливный союз». Такое совмещение должностей позволяет ему контролировать цены в регионе, а вертикально интегрированные компании вынуждены под них подстраиваться, чтобы избежать монополизации.

Такого же мнения придерживается пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. В его официальном комментарии отмечается, что от имени «независимых» АЗС выступает группа лоббистов — активных игроков местного рынка, которые по факту являются полумонополистами или монополистами, перекупщиками и трейдерами. 

«Они не несут никакой ответственности за качество топлива. При этом они нагло и абсолютно лживо шантажируют местную власть, а через нее федеральное правительство. И они жалуются на оптовые цены. Ребята, что же вы жалуетесь на опт, если вы столько закупаете? То есть вам это выгодно. Всё, чем они занимаются, как правило, оно некоторым образом подходит под определенную статью Уголовного кодекса», — пояснил Леонтьев.

Мухин, в свою очередь, пояснил, что в Приморском крае частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. «А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами», — отметил он.

В комментарии «ФедералПресс» политолог также напомнил об инвестиционно-финансовой компании «Солид», которая, будучи одним из крупнейших брокеров, закупает около 30% нефтепродуктов, а затем перепродает их. «По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», — подчеркнул Мухин.

Как отмечает агентство, недобросовестные участники рынка используют в своих интересах непрозрачную структуру биржи, позволяющую не раскрывать информацию о сделках. Благодаря этому они могут заключать договорные соглашения, увеличивать количество спекулятивных операций и значительно удлинять цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.

При этом региональные игроки не выражают готовности идти на уступки и искать решение проблемы, несмотря на то, что «Роснефть выдвинула ряд предложений, подчеркнул эксперт. Вместо этого они начинают «банальный шантаж и властей и своих коллег» — вертикально интегрированных компаний, угрожая забастовками и нарушением баланса поступления топлива на рынок.

Источник: iz.ru